8 (800) 700-85-85
РБК, 27 Июня 2017

Счетная палата указала на манипуляции с пенсионными накоплениями граждан

Счетная палата выявила на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) несколько схем по фальсификации заявлений от граждан на переход из одной организации в другую, говорится в релизе контрольного ведомства.
Риски таких фальсификаций сосредоточены в работе удостоверяющих центров, генерирующих квалифицированную электронную подпись граждан, указывает Счетная палата. Удостоверяющие центры используют агенты (банки и сотрудники НПФ) негосударственных пенсионных фондов для подачи заявлений.
Всего Счетная палата проверила три НПФ, среди которых НПФ «Сбербанк», НПФ «Газфонд пенсионные накопления», НПФ «Электроэнергетики». В качестве агентов Счетная палата проверяла Сбербанк России, Ханты-Мансийский банк «Открытие», ОАО «Номос-Банк», Бинбанк, Газпромбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, «Военная страховая компания», «Связной Логистика», Сетелем Банк. Период проверки охватывал 2012-2016 годы.
Пресс-служба НПФ «Газфонд пенсионные накопления» заявила, что «в данном контексте речь об НПФ «Газфонд пенсионные накопления» не идет». Как заявил директор по развитию НПФ «Сбербанк» Александр Прокопенков, все договоры, в том числе в электронном виде, заключались в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается положительным решением ПФР по этим договорам и внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц. «Ключевым агентом Фонда является Сбербанк, партнерство с которым несет огромную социальную значимость и ответственность. Именно поэтому, мы уделяем особое внимание к технологичности и доступности всех процессов, тщательно изучая все юридические аспекты пенсионного законодательства», - уточнил Александр Прокопенков.
Пресс-служба НПФ «Электроэнергетики» не ответила на запрос РБК на момент публикации материала.
Как приходили заявки
Счетная палата выявила, что в ПФР от удостоверяющих центров массово поступали два заявления от одного клиента в один и тот же день (сроки выявления таких нарушений не уточняются). Одно было заявлением о смене пенсионного фонда, а второе - о еще одном переходе, обратном, - в НПФ, откуда клиент намеревался уйти на момент подачи первого заявления, говорится в пресс-релизе Счетной Палаты. Также в ПФР поступали дублирующие заявления от одного и того же клиента. Согласно действующему законодательству, при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении, напоминает Счетная Палата.
В 2014 году ПФР запустил пилотный проект по подаче заявлений граждан при переводе пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда в другой в электронной форме. После этого переходы стали осуществляться, в том числе, через агентов, сотрудничающих с удостоверяющими центрами.
Как заключила коллегия Счетной палаты, решение о проведении этого пилотного проекта принято ПФР самостоятельно, «с заинтересованными органами не согласовалось, нормативная база не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для участия в пилотном проекте и удостоверяющих центров не устанавливались», указывается в пресс-релизе.
Главный канал
Канал подачи заявления - через агентов, а, следовательно, и через удостоверяющий центр - наиболее популярный у граждан. В 2015 году объем таких заявлений составил 67%, а в 2016 - более 87%, говорится в релизе Счетной палаты. Всего же объем переходной кампании по итогам 2016 года составил 6,5 млн заявлений, свидетельствуют данные ПФР.
Переходная кампания 2016 года вызвала недовольство граждан и участников рынка, так как почти половина заявлений не была рассмотрена ПФР. Как сообщал ПФР, наиболее частая причина отказа - это второе заявление с более поздней датой (56%).
Счетная палата утверждает, что канал подачи заявлений через удостоверяющий центр стал популярным из-за того, что клиентам были практически недоступны сервисы Единого портала госуслуг и личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР. «Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР - с августа 2016 года», - утверждается в релизе Счетной палаты.
Как исправить ситуацию?
Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Минкомсвязи, считают в Счетной палате.
Удостоверяющие центры - серьезный источник проблем, признает президент пенсионной ассоциации АНПФ Сергей Беляков.
Ранее Минтруд по предложению ПФР выдвинул поправки в постановление правительства РФ от 20 декабря 2012 года № 1352 «О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов», писал РБК со ссылкой на источники, знакомые с инициативой. Эти поправки исключают возможность перевода накоплений через удостоверяющие центры, а значит убивают агентский канал, пояснял собеседник РБК в одном из крупных пенсионных фондов.
В пресс-службе Минтруда заявили, что министерству известно о случаях, когда без ведома граждан (либо когда граждане были введены в заблуждение недобросовестными участниками пенсионного рынка или их агентами) в Пенсионный фонд Российской Федерации были направлены заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в те или иные НПФ. «Несомненно, что данные случаи недопустимы и могут стать предметом внимания и реагирования Минкомсвязи России, правоохранительных и надзорных органов», - утверждают в пресс-службе Минтруда,
Пресс-службы Минкомсвязи и ПФР не ответили на запрос РБК на момент публикации материала.

Возврат к списку