8 (800) 700-83-83

Пенсионная реформа в России

До 2002 года в России действовала доставшаяся «в наследство» от советского прошлого распределительная пенсионная система. Эта система была в состоянии обеспечить достойный уровень пенсий — но только в случае благоприятной демографической ситуации, когда численность работающих в стране значительно превышает число пенсионеров.
Сегодня этот принцип работает с «пробуксовкой» — на каждого пенсионера приходится только 1,5 работающих, а пенсионеров год от года становится все больше.

Изменение демографической ситуации, увеличение в стране числа пожилых людей, получающих пенсию, заставили обратить внимание на опыт европейских стран, и попытаться применить его в российских условиях.

C 2002 года стартовала пенсионная реформа, направленная на то, чтобы мотивировать россиян самостоятельно зарабатывать себе высокую пенсию. Ключевой идеей пенсионной реформы стал принцип накопления. Основной целью реформы стало обеспечение россиянам достойной будущей пенсии и установление прямой зависимости ее размера от стажа, заработной платы, времени выхода на «заслуженный отдых», а также добровольных взносов в счет будущей пенсии. Отметим, что опыт ряда европейских стран, где существует обязательная накопительная пенсионная система, действительно позитивный, и размер средней пенсии составляет там порядка 60% от уровня заработной платы.

Сегодня каждый работающий гражданин РФ моложе 1967 года рождения участвует в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которой будущая государственная пенсия формируется за счет страховых взносов работодателя, ежемесячно перечисляемых за работника в Пенсионный фонд России.


До 2015 года формировавшаяся трудовая пенсия по старости включала в себя страховую и накопительную части.

С 01 января 2015 года обе части стали самостоятельными видами пенсий в системе обязательного пенсионного страхования – страховой пенсией и накопительной пенсией.


Для расчета страховой пенсии по новым правилам введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.Количество пенсионных баллов зависит от начисленных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. Стоимость пенсионного балла будет определяться и меняться ежегодно. Отметим, что при формировании страховой пенсии взносы только «отражаются» на счете, но реально они идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Средства, формирующие будущую накопительную пенсию, не идут на выплаты пенсионерам, а ежегодно инвестируются. Это деньги, которыми можно управлять, и которые — что немаловажно — продолжат учитываться в рублях и выплачиваться правопреемникам на этапе накопления.

До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел право выбора варианта собственного пенсионного обеспечения - направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.



Важно! В 2014 и 2015 гг. согласно положениям Федерального закона 04.12.2013 №351-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 №410-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в полном объеме направлялись на формирование страховой пенсии.

Поступление страховых взносов на накопительную пенсию должно было возобновиться с 2016 года, но государство продлило мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную пенсию еще на один год. Таким образом в течение 2016 года все страховые взносы работодателя будут учтены в страховой пенсии (Федеральный закон №373-ФЗ от 14.12.2015).


В 2016 году и позднее у граждан, сделавших выбор в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию или отказавшихся от её дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии, остается право изменить страховщика и перевести сформированные средства пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, а также сменить свой негосударственный пенсионный фонд на более надежный.

Участники Программы государственного софинансирования пенсий также могут продолжать увеличивать будущую накопительную пенсию. Минимальный добровольный взнос, при котором оказывается государственная поддержка, составляет 2 000 рублей в год (при условии уплаты первого взноса в размере 2 000 рублей до 31 января 2015 года). Государство удваивает вносимые средства из расчета не более 12 000 рублей в год.

И, наконец, можно самостоятельно, за счет собственных средств накопить на дополнительную негосударственную пенсию, заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения.

Уверенность в своем будущем строится на понимании того, что каждый, кто уже работает или только начинает свою трудовую деятельность, в вопросе своих пенсионных накоплений должен занимать активную позицию.

Позаботьтесь о своем будущем заранее - формируйте свой будущий пенсионный капитал с ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления».